Они отражают любовь фотографа к живописи, просроченной плёнке, блуру и «самобытной» композиции. Из-за удивительной скромности и боязни славы Сол показал свои цветные снимки лишь в возрасте 77 лет, когда испытал финансовые трудности.
Из живописца в фотографы
В Нью-Йорке Сол Лейтер знакомится с художником-абстракционистом Ричардом Пузетт-Дартом и фотографом Юджином Смитом. Именно они «заразили» его фотографическим искусством и сильно повлияли на стиль: Юджин подарил будущему фотографу 33 мм камеру Contax, а Ричард увлёк Сола в мир абстрактного экспрессионизма.
Сол родился в 1923 году. C 12 лет изучал теологию и в итоге поступил в духовную школу. Примерно в это же время он увлёкся живописью. Конфликт с отцом начался после покупки первых тюбиков краски. Живописью, на его взгляд, занимались только неудачники с сомнительным образом жизни. В 23 года, после очередной ссоры с отцом, Сол собрал чемодан и сбежал из дома в Нью-Йорк.
В 1950-ых цветной плёнкой не пользовались по двум причинам. Во-первых, она была дорогой. Во-вторых, цветные фотографии ассоциировались с рекламными яркими изображениями, поэтому использовать цветную плёнку считалось моветоном.
От чёрно-белой к цветной фотографии
Сол чувствовал, что цветом можно сказать больше. Поэтому купил просроченную плёнку и пошёл фотографировать улицы Нью-Йорка. Фотографировал он, правда, только для себя. Цветные снимки Лейтер почти не распечатывал. Лишь изредка показывал друзьям через проектор.
4 правила Сола Лайтера
Обрабатывать фотографию
Сол никогда не пользовался редакторами, но некоторые фотографии он буквально обрабатывал вручную, используя гуашь. Фотограф специально оставлял пятна краски на плёнке и добавлял цвета распечатанным снимкам.
Экспериментировать с форматами
В середине прошлого века фотографы отдавали предпочтение горизонтальным форматам. Сол же и здесь привнёс своё видение. Лейтер почти всегда снимал вертикально. Такой формат напоминал ему о японской живописи, поклонником которой он являлся с детства. Позже это стало одним из отличительных знаков его работ.
Играть с фокусом
Сол часто фотографировал вне фокуса главные объекты на фотографии, а второстепенные вещи наоборот снимал в фокусе. Такие фотографии кажутся неправильными, но при этом на них невозможно посмотреть лишь мельком. Они будто магнитят взгляд и заставляют порассматривать себя подольше
Фотографировать сквозь
Снимая сквозь окно, листья деревьев, дырку в заборе или даже сквозь толпу, при этом фокусируясь на одном предмете, мы будто украдкой следим за жизнью города или отдельного объекта. Это любимый «трюк» Лейтера, который разжигает интерес и любопытство у смотрящего на фотографию.
Cтиль Сола резко контрастировал с остальными фотографами
Он снимал с непривычных ракурсов, фотографировал сквозь запотевшие стёкла, любил игру теней, отражений и силуэтов. Туман, дождь и снегопад были его лучшими помощниками, которые превращали фотографию в абстрактное изображение.
Фотография позволяет научиться смотреть и видеть. Вы начинаете видеть вещи, на которые никогда не обращали внимания